зачем челябинску "клоповник"?
зачем "клоповнику" челябинск?
поговорили с основателями творческого центра "клоповник" алисой и намором о том, как сделать независимую галерею в бомбоубежище, почему из челябинска не стоит уезжать и как провести карантин с пользой
о проекте:

"клоповник" – это творческий центр и галерея в челябинске. изначально это было просто пространство для друзей. потом друзей стала целая толпа, и «клоповник» превратился в концертную площадку, в галерею, а также – в место, где можно просто пообщаться и порисовать вместе. в общем, это какой-то комьюнити-центр. а мы в нём – все, кто придётся: и кураторы галереи, и механики, и водопроводчики.

по пути мы сменили несколько помещений. сперва мы собирались в квартире друзей, потом друзья решили жить по отдельности, и мы стали встречаться на съёмном месте, которое было бомбоубежищем. а потом мы сами переехали в бомбоубежище побольше, и в нём сейчас находимся.

мы занимаемся «клоповником» вдвоём. нам повезло, что мы пара, так что мы можем обсуждать все вопросы в любой момент, планировать на ходу и понимать друг друга с полуслова.

"клоповник" – не единственная наша работа. мы оба – дизайнеры, так что можем работать откуда угодно, и это очень помогает: если бы мы работали в офисе или в продажах, у нас не было бы столько времени.
о поддержке:

мы очень аккуратно относимся к поддержке, исходящей от государства или министерств, потому что те истории, которые мы слышали, всегда заканчивались так: кто платит, тот и заказывает музыку. получается, что-то нельзя делать, что-то нужно сделать иначе, что-то нужно обязательно упомянуть и разместить рекламу. в итоге мы взяли президентскую субсидию для ип в мае, а вообще за господдержкой не обращались.

нас поддерживают люди, но это происходит спорадически: кто-то решит быть ближе, включиться, помочь с товаром. когда мы собирали краудфандинг, нам очень много народу помогло достаточно быстро, и это было здорово.

а ещё приходят художники, музыканты, режиссёры, в общем, люди, с которыми надо договориться о мероприятиях на будущее. пока что живём будущим.
о табу:

что такое максимальный конфликт, направленный на разрушение – нас совсем не интересует. мы не хотим делать что-то такое, что вызывает ненависть, жестокость. про политику делать не хотим, по крайней мере, пока. и да, никаких свадеб и корпоративов! люди, конечно, предлагают день рождения отпраздновать или корпоратив, но мы не хотим превратиться в советский ресторан; у нас мероприятия несколько иного формата.
о коронавирусе:

когда начался карантин, наша деятельность фактически остановилась. если до карантина к нам приходили люди, были и маленькие, и большие события, и по 20, и по 100 человек на вечер, то в карантин это стало невозможно. то, что планировали на весну, перенеслось на осень, и это бесит.

с другой стороны, на карантине появилась возможность подумать о более крупных целях, о том, что мы сейчас делаем не так и что мы хотели бы делать в будущем. мы тянем "клоповник" вдвоём помимо нашей основной работы, у нас была расписана сетка мероприятий на полтора месяца вперёд, и в таком темпе трудно задуматься о чём-то более глобальном.

кроме этого, за время карантина мы поучаствовали в создании интернет-журнала о челябинске, журнале "разворот", а сейчас просто поддерживаем ребят. пока это всё обсуждали, и "клоповник" перепридумали, сформулировали более точно, зачем он: это поддержка местных творческих людей, их объединение и желание спровоцировать среди них конкуренцию, конкуренцию в здоровом смысле.
об онлайне:

когда всё только началось, мы попробовали перевести все наши лекции и встречи в онлайн, но это совершенно не то ощущение: и желающих приходит меньше, и задерживаются они на меньший срок, и проблемы со связью, – короче, у нас с онлайном не сложилось, и мы бросили это дело. качественного онлайн-контента хватает и без нас. есть люди, которые специально онлайном занимаются, у них всё на этом построено, а мы все-таки сфокусированы на живом общении. когда все сидели дома и не общались, мы не могли выполнять свою функцию. к сожалению, если все на год сядут на карантин, то "клоповника" не станет.
о переезде:

каждый день кто-нибудь уезжает. и обычно это самый классный художник, которого мы хотели позвать на выставку, а он стал слишком крут и решил, что ему надо в москву. многие люди уезжают, просто чтобы уехать. может быть, они бегут от внутренней пустоты. или им тут скучно, и они думают, что когда они приедут в питер или москву, им там резко станет весело, потому что там вся движуха, там есть куда пойти.

мы не уехали, потому что сначала были свои заботы, а потом не уехали, потому что тут ещё есть что делать. здесь непаханое поле: тут каждая идея, имеющая социальную направленность, поддерживается, просто потому что голодно. у нас здесь практически нет конкуренции, а в москве и питере и без нас есть люди, которые что-то организовывают. это может звучать эгоистично, но смысл не в эгоизме, а в том, чтобы быть полезными.

хотя всё равно время от времени спрашиваешь себя: почему и ради кого здесь стоит остаться? – оставаться стоит ради людей. когда переезжаешь, ты оказываешься изолирован.

к слову, у нас было бы меньше возможностей открыть подобное место в питере: это и дороже, и сложнее. в конце концов, неизвестно, кому это будет нужно: кажется, там и так не приткнуться. а здесь ты видишь, что людям вокруг становится жить интереснее, и это очень круто.
о перспективах:

ещё есть ощущение, что всё только начинается. хотя буквально два года назад настроение у всех было совсем другое: ты либо уехал, либо влез в ипотеку, и потому пока не уехал.

но сейчас всё больше людей, которые не мечтают уехать: они готовы смотреть на то, что здесь происходит. и это люди младше нас, что особенно приятно.

было бы здорово, если бы люди из регионов могли не стыдиться своего маленького скучного города, а гордиться им. гордиться тем, что они для него сделали: это намного веселее! ну и обидно, что в своём городе нет интересных мест или негде купить какие-то интересные вещи, негде поесть интересную еду. как будто все впечатления у нас крадут, и они утягиваются куда-то далеко, а ведь люди тут тоже этого достойны. не знаю, сместится ли когда-нибудь этот баланс, уравновесится ли распределение благ по всей гигантской россии. наверное, нет, но хотя бы какие-то крошечные шажки в эту сторону можно сделать.



текст: кира балаян
Made on
Tilda